Учебный план начального общего образования (1-4 классы) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012года, приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями от 22 сентября 2011г. №2357, от 18 декабря 2012 г. №1060, от 29 декабря 2014 г. №1643, от18 мая 2015 года № 507, от 31 декабря 2015 г. № 1576;
постановление «Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», устава МКОУ СОШ №24 г.о.Нальчик, с рабочими программами, составленными на основе основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ № 24» г.о. Нальчик разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом особенности и специфики системно - деятельностного подхода.
Учебный план для 1 -4-х классов состоит из 2-х частей: обязательной части для изучения всеми учащимися и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебный план определяет:
перечень обязательных предметных областей: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, Труд (технология), физическая культура;
перечень учебных предметов и учебных курсов: русский язык, литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, окружающий мир, ОРКСЭ, музыка, ИЗО, Труд (технология), физическая культура.
В целях соблюдения права обучающихся на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основногообщего и среднего общего образования и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, а также в связи с изменениямивстатьи 11 и 14Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 193-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(от03.06.2018г.№317-ФЗ) вучебномпланепредставленыпредметныеобласти «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Выбор родного языка для изучения определяется родителями (законными представителями) обучающихся самостоятельно на основе национальной самоидентичности и зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. Предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлены учебными предметами кабардино-черкесский язык (родной), балкарский язык (родной), русский родной язык для 1 - 4 классов, литературное чтение на кабардино-черкесском языке, литературное чтение на балкарском языке, литературное чтение на русском языке для 2-4классов.
В учебный план 4 класса включен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) в объеме 1 часа в неделю (34 часа в год). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся на родительских собраниях на основании письменных заявлении и фиксируется впротоколе.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы с участием их родителей (законных представителей) и с учетом заключения справки ПМПК.
Образовательный процесс в начальной школе строится наосновеобразовательной программы«Школа России»-1-4классысучетоммнения всехучастниковобразовательных отношении (учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей)). Онпостроенна единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеетполноепрограммно- методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации,заложенныевосновуУМК
«Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. В рамках учебных предметов реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные области и учебные предметы учебного плана НОО:
Предметная область Русский язык и литературное чтение представлена учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение».
«Русский язык» для 1-4-х классов разработан с учётом основных задач реализации содержания предметной области «Русский язык и литературное чтение», содержание которого направлено на формирование теоретических представлений о системе русского языка, о его фактах и закономерностях, на овладение культурой устной и письменной речи во всех её проявлениях, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному слову и русскому языку в целом. Учебники предусматривают освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
«Литературное чтение» для 1-4 классов разработано с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «Литературное чтение» в начальной школе.
Предметная область Родной язык и литературное чтение на родном языке представлена учебными предметами:
Кабардино-черкесский язык (родной), Балкарский язык (родной), Русский родной язык;
Литературное чтение на кабардино-черкесском языке (родном), Литературное чтение на балкарском языке (родном), Литературное чтение на русском родном языке.
Распределение часов по данным предметам организовано следующим образом:
на изучение родного языка отводится в 1-ом полугодии - 2 часа в неделю, во 2-ом полугодии 1 час;
на изучение литературного чтения на родном языке отводится в первом полугодии - 1 час и 2 часа во втором полугодии.
Изучение родного языка направлена на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ и реализуется в рамках национально- регионального компонента. Изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского родного языка осуществляется по выбору с учетом пожелании родителей (законных представителей) обучающихся.
Изучение родного языка направлено на формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на (родном)языке.
Изучение литературного чтения на родном языке для 2-4 классов направлено на приобщение младших школьников к чтению, восприятию и осмыслению учебных, научно-популярных и художественных текстов, к ценностям культуры народа, формирование читательской компетентности обучающихся, формирование читательского кругозора, развитие интереса к чтению и книге, а также воспитание интереса и уважения к культуре народов многонациональной России.
Изучение осуществляется на добровольной основе, по выбору и на основании письменного заявления родителей (законных представителей) обучающихся.
Предмет «Иностранный язык» для 2-4 классов направлен на использование принцип устного опережения. Обучение построено на основе простых реальных речевых ситуаций общения, с учетом возрастных, типологических и психологических особенностей младших школьников, учащиеся знакомятся со странами изучаемого языка. У младших школьников формируются способности к ведению диалога культур за счет имеющегося в наличие большого количества иллюстраций, песен, игр, сказок и разнообразных мультимедийных компонентов в составе УМК. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю за счет федерального компонента. При наполняемости классов 25 и более применяется деление класса на двегруппы.
Предмет «Математика» для 1-4 классов создана в соответствии со спецификой учебного предмета математика, позволяющей органически сочетать в образовательном процессе обучение, умственное развитие и воспитание ребёнка, с учётом современных достижений в области информационно-компьютерных технологий на уровне образовательной программы (уровня обучения). Содержание учебников строится на основе универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, позволяющей формировать основы целостного восприятия мира и выстраивать модели его отдельных процессов и явлений и ориентированы на освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих интеллектуальное развитие, включающее способность к усвоению новых знаний, к самостоятельному поиску, усвоению новой информации, что составляет основу умения учиться. В рамках предмета «Математика» изучается информатика интегрировано.
Предмет «Окружающий мир» для 1-4 классов создан для ознакомления школьников с природой и социальной действительностью, а также современными научными представлениями о природе, обществе, человеке с учетом уровня образовательной программы (уровня обучения), содержание которых строится на основе системы ведущих идей (многообразие мира, целостность мира, уважение к миру), которые являются стержнями интеграции обществоведческих и естественнонаучных знаний, формируемых в учебном курсе. Образовательный потенциал курса позволяет формировать у учащихся предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы, общеучебные умения, основы информационной культуры. Изучение предмета способствует применению знаний в повседневной жизни учащегося и его семьи, установлению связей со всем контекстом окружающего ребенка мира.
Предмет «Труд (технология)» для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении технологии. При изучении, которой предоставляется возможность достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии сФГОС.
Предмет «Музыка» для 1-4 классов направлено на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры определяет его актуальность, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к миру, человеку, к самомусебе.
Данный предмет реализуется в 1 классе в количестве 1 часа в неделю, а во 2-4 классах в количестве 0,5 часов в неделю.
Предмет «Изобразительное искусство» для 1-4 классов направлено на художественно- эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчестваучащегося.
Данный предмет реализуется в 1 классе в количестве 1 часа в неделю, а во 2-4 классах в количестве 0,5 часов в неделю.
Предмет «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов направлен на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Данный предмет реализуется в количестве 3-х недельных часов в 1 классе и 2-х часов во 2-4 классах. Третий час реализуется в рамках внеурочнойдеятельности.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Обучающиеся изучают один из модулей данного курса по выбору его родителей (законных представителей). Все модули имеют светский, культурологический характер.
Учебные предметы учебного плана для 1-4 классов
1класс
Учебный план для 1 класса представлен следующими предметами:
Русский язык, Литературное чтение, Кабардино-черкесский язык (родной), Балкарский язык (родной), Русский родной язык, Математика, Окружающий мир, Музыка, Изобразительное искусство, Труд (Технология), Физическая культура.
В первом полугодии предмет «Русский язык» представлен курсом «Обучение грамоте. Письмо», предмет «Литературное чтение» - курсом «Обучение грамоте. Чтение». Систематическое изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» начинается со второго полугодия. Объем недельной нагрузки по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» составляет по 3 часа в неделю.
В классном журнале на соответствующих страницах курс «Обучение грамоте» в I полугодии записывается как «Русский язык (обучение письму)» и «Литературное чтение (обучение чтению)».
2класс
Учебный план для 2 класса представлен следующими предметами:
Русский язык, Литературное чтение, Кабардино-черкесский язык (родной), Балкарский язык (родной), Русский родной язык, Литературное чтение на кабардино-черкесском языке (родном), Литературное чтение на балкарском языке (родном), Литературное чтение на русском родном языке, Иностранный язык (английский), Математика, Окружающий мир, Музыка, Изобразительное искусство, Труд (технология), Физическая культура.
3класс
Учебный план для 3 класса представлен следующими предметами:
Русский язык, Литературное чтение, Кабардино-черкесский язык (родной), Балкарский язык (родной), Русский родной язык, Литературное чтение на кабардино-черкесском языке (родном), Литературное чтение на балкарском языке (родном), Литературное чтение на русском родном языке, Иностранный язык (английский), Математика, Окружающий мир, Музыка, Изобразительное искусство, Труд (технология), Физическая культура.
4класс
Учебный план для 4 класса представлен следующими предметами:
Русский язык, Литературное чтение, Кабардино-черкесский язык (родной), Балкарский язык (родной), Русский родной язык, Литературное чтение на кабардино-черкесском языке (родном), Литературное чтение на балкарском языке (родном), Литературное чтение на русском языке, Иностранный язык (английский), Математика, Окружающий мир, ОРКСЭ, Музыка, Изобразительное искусство, Труд (технология), Физическая культура.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, спортивно - оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д. Данные занятия проводятся по выбору родителей (законных представителей) обучающихся. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной учебной нагрузкиобучающихся.
Раздел «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. Общий объем составляет 4 часа в неделю, по 1 часу на каждое направление, социальное направление реализуется за счет классных часов и воспитательнойработы.
Направление
|
Количество часов в неделю
|
Духовно-нравственное
|
1 час
|
Общеинтеллектуальное
|
1 час
|
Общекультурное
|
1 час
|
Спортивно-оздоровительное
|
1 час
|
Социальное
|
1ч. (за счет классных часов и внеклассной работы)
|
|
Учебный план основного общего образования (5 – 9 классы) состоит из инвариантной и вариативной части. Особенности этих компонентов отражают приоритетные направления деятельности МКОУ «СОШ №24» г.о. Нальчик
Образование на 2 и 3 уровне школа реализует в режиме 6–ти дневной недели.
Инвариантная часть представлена следующими предметами: русский язык, литература, английский язык, немецкий язык, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, физическая география, история, обществознание, география, музыка, изобразительное искусство, искусство, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, Труд (технология), информатика и информационно– коммуникационные технологии.
Учебный предмет «Русский язык и литература».
В соответствии с Федеральным учебным планом на изучение литературы в 5 – 6 классах выделено 3 часа, 7 – 8 кл – 2 часа, в 9 классе – 3 часа, на изучение русского языка в 5 классах выделено 5 часов, 6 классах выделено 6 часов, в 7 классе – 5 часа), в 8 классе – 3 часа в 9 классе – 3часа.
Изучение иностранных языков является для школы одним из образовательных приоритетов. Учитывая интересы детей, пожелания родителей и возможности педагогического коллектива во всех классах предусмотрено изучение английского языка и составляет 3 часа в неделю, а также немецкого языка – 1 ч. в неделю (5-6 классы).
Образовательная область «Математика и информатика» содержит математику и информатику. Учебный предмет «Математика» включает изучение учебных курсов «Алгебра» и «Геометрия». Принципиальным является введение вероятности и статистики, не как теоретических, фундаментальных разделов, а как прикладных, при этом поддерживающих формирование общематематических и арифметических навыков разделов.
Образовательная область «Общественно-научные предметы» предполагает изучение учебных предметов: историю (история России, всеобщая история), обществознание, география. Объем изучения этой области полностью соответствует требованиям ФГОС ООО. Минимальные объем изучения предмета «История» составляет 350 часов, предмета «Обществознание» – 140 часов.
Образовательную область «Естественно-научные предметы» составляют биология, физика, химия.
Образовательную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена дисциплиной: физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, которая ведется в объеме 3 часов в неделю.
В образовательную область «Искусство» входят: ИЗО, музыка, искусство.
ИЗО ведется с 5 по 7 класс в объёме 1–го недельного часа. Музыка преподается с 5 по 7 класс в объёме 1 – го недельного часа.
Предмет «Искусство» в соответствии с федеральным учебным планом изучается с 8 класса.
Образовательную область «Труд (технология)» представлена дисциплиной «Труд (технология)».
«Труд (Технология)» изучается в 5 – 7 классах в объеме 2 часа в неделю, в 8 классах – в объеме 1 час.
В 5– 8 классах в рамках предмета «Труд (Технология)» проводится работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации обучающихся.
Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане основного общего образования в рамках основной учебной сетки часов использованы:
на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, указанные части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана.
Вариативная часть учебного плана включает в себя: «Основы духовно нравственной культуры народов России», «Второй иностранный язык (немецкий)», «Русский язык», «Биология», «История КБР», «География КБР».
Преподавание предмета «Основы безопасности и защиты Родины» ведется в 8 – 9 классах по 1 часу в неделю.
Общее количество часов на данную ступень соответствует СанПиН в отношении максимальной аудиторной учебной нагрузки соблюдены
|
Ведущие задачи построения учебного плана 3 уровня обучения: – обеспечение уровня образования, соответствующего современным стандартам – удовлетворение образовательных потребностей родителей и учащихся на основе построения личностно– ориентированного педагогического процесса и процесса индивидуализации; – обеспечение непрерывности учебно – воспитательного процесса.
Учебный план ориентирован на дифференциацию и индивидуализацию обучения, на создание условий для получения учащимися школы качественного образования с учетом их интересов, склонностей и способностей.
Компонент образовательного учреждения направлен на реализацию творческих способностей учащихся через включение их в научную и исследовательскую работу.
В 10– м классе с учетом специфики контингента и запроса учащихся и их родителей реализуется универсальное обучение, которое за счет большого выбора предметов дает возможность проектировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося и обучаться по ИУП.
Обязательные для изучения предметы: Русский язык, Литература, Английский язык, Математика, История, Обществознание, Химия, Биология, Физика, Физическая культура, География, ОБЗР.
Образовательная область «Филология» рассматривается как единое целое. Основная цель обучения русскому языку – обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звуковой речи. Преподавание ведется на углубленном уровне
Образовательная область «Математика» играет важную роль в системе школьного образования. Она представлена предметами математика, информатика и ИКТ. Преподавание предметов ведется на углубленном уровне. Основная цель – обеспечить интеллектуальное развитие учащихся, сформировать математические компетентности, необходимые в практической деятельности и сохранить преемственность между уровнями обучения. Учебный предмет «Математика» включает изучение учебных курсов «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия».
Образовательная область «Обществознание». Предмет история изучается на базовом уровне с 10– 11 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет «История» изучается как интегрированный и включает в разделы «История России» и «Всеобщая история», изучается на базовом уровне. В аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История». География изучается в 10– 11 классах по 1 ч. в неделю. Предмет обществознание изучается с 10– 11 классах, по 2 часа в неделю.
Образовательная область «Естествознание». В старшей школе преподавание предметов физика, химия, биология ведется на базовом уровне в соответствии с запросами учащихся. Учебный предмет «Астрономия» введен в учебный план за счет компонента образовательной организации и будет изучаться во втором полугодии 10 класса и первом полугодии 11 класса, по 1 часу в неделю.
Образовательная область «Физическая культура». Предмет физическая культура ведется по 3 часа в каждой параллели.
Преподавание предмета «Основы безопасности и защиты Родины» ведется в 10 – 11 классах по 1 часу в неделю.
В региональный (национально-региональный) компонент учебного плана общеобразовательной организации рекомендуется включить учебные предметы «Кабардино-черкесский язык (родной)», «Балкарский язык (родной)», «Русский родной язык», «Кабардино-черкесская литература (родная)», «Балкарская литература (родная)», «Русская родная литература» изучение которых осуществляется по выбору родителей (законных представителей) обучающихся.
Учебный предмет «Культура народов КБР» включен в региональный (национально-региональный) компонент учебного плана.
В 10– 11 классах в целях координации реализации интересов, способностей и возможностей учащихся, исходя из их запросов, и возможностей образовательного учреждения ведутся элективные курсы:
- «Решение генетических и цитологических задач»
- «Электронная таблица для решения практических задач»
- Обществознание «Теория и практика»
- «Решение упражнений и расчетных задач по классам органических соединений»
- «Решение нестандартных задач и уравнений»
- «Речевые ошибка и их предупреждение»
- «Обществознание: теория и практика»
|